?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Автомобиль, с которым пришлось расстаться парням из Стокгольма, был сам по себе , в общем то не так уж и плох, по крайней мере для 98 года выпуска. Дизельный мотор был в неплохом состоянии , в моторном отсеке было относительно сухо, и пробег не был таким уж космическим. Однако , коррозия нижней части кузова была очень сильной. Мне в России довольно часто приходилось заниматься с автомобилями , недавно привезенными из за рубежа. Все, которые мне попались, были без видимых следов коррозии. Мне вообще казалось, что коррозией кузова поражались лишь автомобили , которые эксплуатировались в регионах, где бывает много снега и городские коммунальные службы используют соль для облегчения себе трудной задачи по уборке снега с городских дорог. Это касается , как правило , больших городов. Так , например, в моем городе каждый мужчина , который считал себя знатоком автомобильной тематики, мог бы в любой момент сказать вам, что « любая московская тачка- насквозь гнилая помойка», потому что дороги там солят на совесть. И вот я сильно был удивлен, когда узнал, что крупные города Швеции и Норвегии так же плохо влияют на кузов автомобиля. Работая с элементами подвески, постоянно приходится откручивать какие то болты и гайки их крепления, разъединять всякие сопрягаемые элементы. Каждый , кто хоть раз пробовал открутить что то под автомобилем , прекрасно представляет, в какую проблему может вылиться, например, намертво приржавевший болт, особенно если он обломится . В северной части Норвегии, где работал я , к счастью, такой проблемы почти нет. Странно, но это правда. Несмотря на непосредственную близость соленого моря ,каких то особенных трудностей с нижней частью авто практически не наблюдается. Все разбиралось довольно просто. Трудности начинаются , когда в ремонт приходит автомобиль с регистрационным номером южной части Норвегии – Осло, Ставангер и так далее. Если машина побыла в тех регионах лет десять , то можно быть уверенным, что снизу вы не открутите практически ничего. Никакие аэрозольные химические средства( вроде вд-40 ) , как правило , не помогают. Даже ацетиленовая горелка помогает не всегда- железка становится мягкой , почти как пластилин, но держит намертво. Но очень старые машины в ремонт , как правило не попадают. Владельцы прекрасно понимают , что цена трудного ремонта может вылиться в сумму, за которую можно купить подержанный автомобиль даже в намного лучшем состоянии. Поэтому проблемные машины попадают на свалку, где их разбирают на запчасти.
Таким образом , ребята из Швеции расстались со своим автомобилем довольно легко. Ведь ремонт их дефекта отнял бы у них очень серьезную сумму денег,которой у них вообще не было. Но это лишь в случае обращения в официальный дилерский центр, скорей всего , есть какие то мелкие авторемонтные предприятия. Там, вероятно, было бы возможно попросить «просто приварить то, что оторвалось и не более того». Но там , где работал я , им пришлось бы заплатить не только за новый рычаг подвески, но и так же за последующую проверку и регулировку развала –схождения . В принципе, сложившаяся система в автосервисе имеет свои положительные стороны. Автомобили с серьезными проблемами так или иначе выходят из обращения, попадают на свалку, что , в конечном итоге, неплохо поддерживает низкую аварийность по неисправности автомобиля, ну , например, вследствие неисправности тормозной системы. Надо сказать пару слов о том, что , например, если вы покупаете подержанный автомобиль, например по объявлению, то регистрация его на ваше имя займет совершенно малое время, так как ( я уже упоминал ранее) регистрационный номер автомобиля остается неизменным на протяжении жизни автомобиля. Однако, если транспортное средство было снято с учета и просто стояло у дома старого хозяина, и в последствии вы решили его купить, то для его регистрации потребуется пройти EU контроль( техосмотр по-нашему), по- другому зарегистрировать не получится никак. Однако, без номера ехать на нем запрещено- это вообще серьезное нарушение местных ПДД. Слышал я , что за это можно лишиться прав на какое то время. И если необходимо перегнать автомобиль из пункта А в пункт Б, то придется взять в местной автоинспекции ( VEGVESEN ) так называемые «пробные номера», эдакие наклейки на красной светоотражающей основе с номером , где написана дата действия этого номера.

Кататься на таких номерах, удовольствие не такое уж и дешевое- чуть менее 40 долларов за сутки. Странно, что наша российская система ГИБДД еще об этом не догадалась и не использует эту возможность отжать дополнительную часть денег с владельца транспортного средства.
Так в Норвегии парк автотранспорта поддерживается в хорошем состоянии. Все остальное попадает на свалку. Вообще то , автомобильная свалка в экономически развитой стране –это не просто место, куда отвозят убитые машины. Для российского автолюбителя это какое то загадочное место, где можно надолго потерять равновесие нервной системы. Под открытым небом стоят и медленно умирают вполне приличные автомобили по российским меркам. Я не имею в виду те машины, которые всмятку разбиты при серьезных авариях. Я увидел огромное количество приличных машин, у которых не было не то чтобы вмятин на кузове, но и даже не наблюдалось видимых следов ржавчины. Просто стояли и умирали под открытым небом , при чем у некоторых в замке зажигания я видел вставленные ключи. Разумеется, было очень много старых машин, но так же были среди них не самые старые. Однажды я увидел там большой автобус Мерседес , по внешнему виду которого я вообще не понял , почему его отправили на свалку. У нас бы его давно капитально отремонтировали бы и пустили на междугородные маршруты. Хорошо, я могу понять, почему списали и отправили на свалку катафалк , выполненный в виде «каблучка» на шасси лупатого Мерседеса (кажется, был Е- класса) ,продать его , возможно , трудно. Но почему туда попала Хонда –Элемент 2003 года , на вид , в прекрасном состоянии ?Между прочим , прекрасный и удобный автомобиль для города. Вообще то, я стараюсь на эти свалки не ездить, уж очень большое потрясение я испытываю , смотря на все это. Последний раз я был там , когда хотел спросить про ветровое стекло для одного автомобиля, который намеревался было купить. На том были трещины и я хотел оценить, сколько будет стоить б\у стекло на свалке. Я обьяснил хозяину , что мне надо и он повел меня к автомобилю- донору. Подведя меня к митсубиси ланцеру , он показал на стекло и спросил, устроит ли меня стекло с этого автомобиля. Я посмотрел на автомобиль и пришел к выводу, что этот донор был в прекрасном состоянии , намного лучшем , чем та машина , которую я собирался покупать. Я пообещал подумать и поехал домой. Настроение мое было очень испорчено.Я вообще не мог понять, что происходит.
Наверное , это какие то обстоятельства , они складываются так , что часто приводят людей к поступкам , которые могут показаться абсурдными. Ну например, в одной механической мастерской , которая имеет всякие металлообрабатывающие станки , на заднем дворе стоят контейнеры для отходов разных металлов- алюминия, меди, латуни , нержавеющей и обычной стали. Однажды к ним обратились с рыбной фабрики с заказом изготовить простенькую деталь вроде трубки из нержавейки диаметром около 25 мм и длиной примерно полметра , к ней необходимо было приварить некий штуцер с нарезанной резьбой .Для этого был куплен кусок трубы в специальном магазине, где цена этой трубки за погонный метр составляла 1400 крон ( около 230 долларов) .Причем , в контейнере для металлических отходов нержавейки валялись куски точно такой же трубки достаточной длины и чистоты .Работники мастерской про это прекрасно знали, но все таки купили материал в магазине. Кроме того , вероятно , было необходимо оформить все это на бумагах для оплаты и последующего налогообложения, что было бы затруднительно при использовании материала , на который нет никаких бумаг. Не буду утверждать , что они «тупыыые»( как делает известный юморист Задорнов ), но все таки , мне думается - что то не так в этом цивилизованном мире. Что то не укладывается это все в понятия здравого смысла . Никакие они не тупые , эти ОНИ. Просто , похоже, и правда, начинает работать теория о золотом миллиарде , когда несколько развитых стран беззастенчиво и безо всякой экономии расходуют ресурсы земли , вообще не задумываясь о том, что кто то так же имеет право иметь нормальные условия жизни. Нет, они , разумеется очень беспокоятся о том, что бедные детишки из Африки не имеют достаточно игрушек и постоянно собирают деньги , которые впрочем уходят на обогащение африканских чиновников. Это вообще нормально для дикарей. Но ведь в России тоже много природных ресурсов, нам не нужны подачки типа жалких благотворительных кампаний в пользу негров, у нас ведь есть необходимые условия для нормальной жизни. Почему наши ученые и просто серьезные специалисты в разных отраслях должны жить , еле- еле сводя концы с концами и при этом еще где то подрабатывать? Тот веркмастер, работая лет 10 обычным автомехаником строго с 8 до 16 , при этом звезд с неба не хватает, имеет свой дом , который на местном рынке имеет стоимость около 400 тысяч долларов( в Норвегии цены на жилье вообще ужасно безумные, но это уже другая тема) , он запросто купил себе этот долбанный мондео титаниум , который имел тут стоимость 80 тысяч долларов . ( еще один театр абсурда ! страшно подумать , что можно купить в России на эту сумму) . И вообще , живет с уверенностью в завтрашнем дне. И зачем ему тогда нужно забивать голову всякими глупостями вроде того, что происходит с электричеством?
Я вообще иногда замечал некоторое пренебрежение к теме глубокого исследования электрических проблем. Привезли однажды на веревке мазду 626 , мотор не заводится. Неделю постояла , ждала веркмастера.( он ведь вообще у них прима- балерина по многим вопросам). Пришел , позвал меня ( он вроде к тому времени начал признавать мои какие то знания ) сказал, что НАМ надо вместе попробовать обнаружить причину. Ну , стартер крутит, бензонасос жужжит под сиденьем , искры конечно нет. Спрашиваю – давай найдем электросхему , сейчас мы ее быстро победим. ( я вообще люблю японские машины этих поколений конца девяностых – как правило, там все просто и доступно для ремонта, при наличии реальной схемы найти причину почему вообще не заводится, в общем несложно).В ответ получаю отказ и совет «проверь предохранители» . А так же длинное нравоучение, что я «всегда пытаюсь все усложнять , лезу в дебри». (Должен признаться, что этим немного все таки грешу иногда, вероятно это из -за того, что это мне это занятие немного нравится.)
И вот мне приходится «проверять предохранители.» Они в порядке . Внезапно мне находят другую работу – надо менять резину на каком то автомобиле ( работать было почти некому, все были в отпуске и вообще , это ведь самая подходящая работа для неквалифицированного иностранца, кстати, у них там я неплохо овладел некоторыми навыками шиномонтажа и балансировки колес ). Так, за повседневной суетой проходит еще пару недель. Веркмастер предпринял еще пару попыток изучить проблему, но безрезультатно. Надо заметить, норги очень любят беседовать по мобильному телефону. И если к ним кто то звонит , когда они находятся на работе, то работа на время прекращается и ведется неторопливая беседа. Выглядит это со стороны примерно так- в машине с распахнутой дверью сидит механик и откинувшись на спинку , болтает по телефону. Причем никто никогда не скажет , что это потеря рабочего времени ( ведь счетчик работы по наряду неумолимо прибавляет время работы с машиной ), тем более, что можно всегда сказать, что разговаривать пришлось со службой технической поддержки . Так веркмастер просидел в этой мазде и вскоре , совсем потерял интерес к ней. Хозяин в это время названивал , спрашивал , как идет ремонт. Я как то подходил к веркмастеру, в то время, когда он предпринимал попытку заниматься с ней. Померил напряжения на всяких датчиках и обнаружил, что на всех выводах не было ничего. Опять предложил уже в свете того, что нет напряжения, найти схему с распиновкой БУД и разобраться , почему не приходит напряжение , например на датчик распредвала. Опять услышал отказ. Надо заметить, что схему мог найти я сам, но в тот момент была смена пароля для входа в официальный портал, поэтому приходилось просить об этом кого- то другого, у кого был свой личный аккаунт. Кончился этот этап тем, что , наконец веркмастер сказал – ааа, делай с ней ,что хочешь . Я вскоре обнаружил , что внутри БУ была сгоревшая дорожка по питанию , сгорела она , скорей всего от перенапряжения , так как после нее стоял мощный СМД стабилизатор , который и стоял для защиты. Я показал это веркмастеру и приемщику с ресепшена. Увидев сгоревшую дорожку , они очень обрадовались, долго нюхали плату, улыбаясь при этом , а потом сказали: Йееес! Прекрасно, выкатывай ее теперь на хрен на улицу, нечего стоять занимать место в цехе! Я заметил так же, что разьем с генератора был почему то снят , возможно был неисправен сам генератор, мог пойти вразнос, с аккумулятора могли снимать клемму, проверяя наличие зарядки( как любят делать отельные умные механики) , то есть была надежда, что сам по себе блок управления мог остаться живой, ведь защита сработала. Я предложил попробовать припаять проволочку к дорожке и попробовать завести мотор. На это они презрительно фыркнули и попросили оставить эти глупые методы ремонта для России.( домой приедешь- будешь паять, что хочешь ) Типа хозяин уже начал искать новый блок управления. Долго ли коротко, а машина простояла на улице еще полгода. Хозяин так ничего и не нашел , то ли двигатель какой редкий , или еще чего, но не нашел и все. И вот подходят ко мне коллеги с виноватым видом и спрашивают: Игорь, помнишь вот ты говорил, что можно что то там припаять, и, может, заработает? Знаешь, ты попробуй, если получится, то хозяин тебе заплатит денег в частном порядке. В итоге я припаял проводочек, пошел на улицу, воткнул в блок разъемы, и стал пытаться заводить. Аккумулятор простоял полгода и был, вероятно не совсем заряжен, однако мотор, хоть и проворачивался медленно, все таки завелся , прогрелся и вообще работал так, что называется- шептал. Потому что мазда 626 тех лет- просто неубиваемая машина! Это потом уже где то после 2000 года они стали производиться на одной платформе с фордом, и стали превращаться в такое же унылое гламурное …. По крайней мере , я видел немало машин мазда-6 или5 с двигателем ЗЕТЕК от форда, мне это совсем не нравится. Так , машина простояла не автосервисе 7 месяцев , в то время , как работы там было реально на один час. Деньги я свои получил, но это было не так важно для меня тогда, ведь я надеялся на какое то признание профессиональной пригодности. Как позднее мне стало известно из некоторых источников( городок маленький – все на слуху) , машину пытались заводить пускозарядным устройством , из- за чего благополучно и спалили блок управления мотором вместе с магнитолой( слава богу, что конструктора предусмотрели подобные перегрузки по напряжению)……

Я несколько раз уже ссылался на юмориста М. Задорнова, который имеет устойчивый успех и известность . Как ни странно, но наибольшим успехом и популярностью у русскоязычных почитателей его творчества пользуется программа ,которую можно было бы обозначить, как « ну они и тупые». Нашим людям, выросшим во времена тотального дефицита , нехватки средств , а так же просто нехватки информации, когда приходилось постоянно что то придумывать, изобретать , иногда может показаться странным, неразумным , глупым , поведение и поступки людей , живущих в другом мире, где на все находятся средства. Наш человек научился находить решения из любых тупиковых ситуаций, благо система образования в советское время все таки давала некоторые фундаментальные знания , которые помогали людям справляться со многими задачами, и не только бытовыми. И вот, когда мы узнаем, что кто то из жителей , например , Европы , что то выбросил из того, что было возможно элементарно исправить, нам это кажется по меньшей мере забавным.
В небольшом норвежском городке( где я работаю) есть один из магазинов бытовой техники. По заведенному порядку магазин должен оказывать помощь в утилизации старой бытовой техники, поскольку многих людей, желающих купить, например, новую стиральную машину или холодильник, нередко останавливает вовсе не цена ( цены как раз более , чем доступные для работающего человека),а именно сдерживает необходимость утилизации старых вещей, ведь просто так на улицу выставить нельзя ,как это нередко происходит у нас . Магазин сам вывозит все это на свалку.
Для старой техники есть специальная площадка перед магазином, куда предполагается выгружать ненужные вещи, взамен которых покупается новые товары. Однако, горожане, нередко злоупотребляют этой помощью, и постоянно выбрасывают туда различные ненужные вещи, порой, вовсе не относящиеся к списку продаваемых в магазине вещей, скорей всего люди руководствуются признаком принадлежности к устройствам, где «присутствует электричество». Так , многие наши бывшие соотечественники , выходцы , например, стран Прибалтики ,имеют возможность обрести много различных вещей, которые способны еще долго служить. Подьезжают , например , на Фольксвагене транспортере т4 и грузят все, что еще сгодится( потом везут на родину). Разумеется , немалая часть выброшенного там реально неисправна, но так же немало вещей, которые просто было решено выбросить , по непонятным , известным только бывшему хозяину, причинам. Зато неисправности, вследствие которых было что то выброшено, нередко оказывались пустяковыми. Бывали и сложные электронные проблемы, которые просто так не исправишь на коленке. Но часто были и простые поломки. Ну ,например, мне несколько раз попадались там одни и те же настольные лампы, у которых перегорели предохранители. В основании светильника был встроен понижающий трансформатор , в плафоне использовалась лампа на 12вольт , в качестве проводников от основания к плафону использовались телескопические , выдвижные втулки ( точно такие используются в радиоприемниках в качестве выдвижной антенны). В процессе использования лампы , нередко могут возникнуть ситуации, когда эти втулки между собой могут быть электрически замкнуты, ведь по ним протекает ток , питающий саму лампу. Например, светильник мог бы быть неудачно подвинут и коснуться какого то металлического предмета , вариантов много.
Для человека , далекого от электричества, лампа перестает работать « внезапно, без всяких причин». Ни о каких предохранителях он даже и не догадывается, а много ли вы знаете людей , внимательно читающих инструкции и аннотации ? И вот, этот человек выбрасывает такую настольную лампу, и этим поступком нередко вызывает радостное удивление у нашего человека, ведь мы разбираемся во всем и умеем почти все.( Я уже , например , не удивляюсь, а просто пользуюсь этим отделом магазина уже давно и успешно.) И тут возникает сильный соблазн предположить, что наш человек за границей способен добиться космических успехов, ведь на фоне инфантильных «тупых» иностранцев он должен выглядеть почти как продвинутый подросток хулиган, попавший в дошкольную группу для слаборазвитых детей. Ведь он знает много несложных хитростей , которые позволили бы с легкостью отнимать у них игрушки и конфеты. Однако , попадая в их профессиональную среду, где все отлажено и устроено по их желанию, ситуация может измениться достаточно кардинально от « умею практически все» до « не умею почти ничего». Ведь эта среда разрабатывалась специально для этих людей, а ведь явное различие с нашими людьми никто отрицать не станет. Кроме того, существуют экономические предпосылки для разработки технологий всяких производств и обслуживания, которые должны быть направлены на уменьшение всевозможных затрат и проблем. Одна из самых серьезных проблем для любого производства является человеческий фактор. В любом хрестоматийном объяснении такого понятия приводятся разные примеры, когда теоретическая надежность машин и технических устройств, требующих управления человеком-оператором, ограничивается этим самым человеческим фактором, эдакой производной от образования, физического и психического здоровья, воспитания и главное , профессиональной подготовки работника.
Все это двигает любого технолога к разработке неких упрощенных технологий, когда на рабочее место можно запросто усадить неграмотного человека, главное , чтобы он добросовестно и проворно исполнял поставленные задачи. Разумеется, оплата за такие простые задачи не должна быть высокой. Так , становится реальным принять на серьезное производство любого обывателя, который никогда не проявлял никакого интереса к предмету производства. Надо ли упоминать, что таких обывателей у них за границей – поголовное большинство.
В современных автомобилях так же широко продвигаются технологии , основанные на принципах признания человеческого фактора . Мне запомнился довольно яркий , как мне показалось , пример . На ремонт поступил форд фокус с поврежденным ремнем ГРМ. Ну, как и следовало ожидать , погнулись клапаны газораспределения и все такое, любой автолюбитель сам дополнит список последствий. Мне показалось любопытным другое.
Так , например, когда я собирал мотор обратно после замены всех поврежденных деталей, наступила необходимость в установке правильного положения распределительных валов относительно положения коленвала. У большинства двигателей, с которыми я сталкивался ранее, для этих целей служат метки на шкивах . По этим меткам было необходимо проверять правильные положения валов . Однако , на этом двигателе ( по моему, это был ЗЕТЕК 1,8л ) никаких меток нигде на шкивах не было. Не было так же ни одного шпоночного паза ни на распредвалах, ни на коленвале.
Надо заметить, что для выполнения этого ремонта, мне напечатали на принтере несколько страниц подробной инструкции и указаний всяких требований , вроде момента затяжки болтов и гаек. Там была описана подробная последовательность действий. Кстати, в данном случае, это была очень полезная и ценная информация, ведь без нее выполнить эту работу в первый раз было бы трудно. Я помню , что немного переживал и опасался тупо следовать описанному алгоритму действий по установке распредвалов, поскольку опасался погнуть клапаны, ведь каждый знает, что это вполне реальная ошибка, которую можно допустить , если неправильно поставлены распредвалы. Я зачем то проанализировал положение поршней и проверил соответствие открытых и закрытых клапанов на головке блока. Мне было необходимо удостовериться , что все правильно.(ведь если бы я накосячил с новыми клапанами, думаю, шума было бы много). Однако, как ни странно, все получилось довольно просто и главное быстро. И тут я понял принцип, которым руководствовались конструктора этого двигателя. Все оказалось просто для исполнения: Сначала вы ставите коленвал в положение, когда поршни стоят примерно посередине и все на одном уровне. Далее выкручиваете болт-заглушку на блоке со стороны ШРУСа привода правого переднего колеса, взамен его вкручиваете специальный технологический болт , который должен быть определенной длины, около 40 мм.
Затем доворачиваете коленвал по часовой стрелке до момента, когда он внутри блока упрется в этот самый технологический болт, становясь при этом в необходимое положение ( однако это не ВМТ какого либо поршня!) Следом ставите распредвалы и фиксируете их положение с помощью обычной металлической полосы толщиной около 5 мм (в торцах распредвалов есть пазы) . Далее затягиваете болты крепления всех трех валов до нужного момента. Напомню, никаких шпоночных пазов там нет, все держится только посредством сильного зажима( кстати, конуса там тоже нет). Момент затяжки довольно суровый, сначала 40 кг на метр, а потом еще поворот на 180 градусов, большим рычагом.( я вообще то даже опасался , что болт может порваться) .Остается выкрутить технологический болт и закрутить заглушку обратно . На этом установка ремня ГРМ заканчивается и собирается вся остальная мелочь. Быстро и просто. И не надо забивать голову всякими высшими мертвыми точками и прочими глупостями. Для этого требуется больше времени по обучению обслуживающего персонала. Кроме того, следует отметить, что и производство так же заметно удешевляется . Судите сами- становится ненужной операция по фрезерованию шпоночных пазов на коленвалах, распредвалах, на шкивах, и вообще сокращается время общей сборки двигателя на заводе. Должен признать , что такой технологический ход мне очень импонировал, хотя я негативно стал относиться к европейским фордам и вообще методам ремонта , продвигаемым в последнее время производителями машин.
В данном случае, и правда, следует строго следовать их предписаниям. Так, например, когда я только пришел работать к ним, я работал какое то время в цехе только с одним коллегой, так как все были летом в отпусках. Я общался с ним постоянно, он помогал мне в первое время, а так же объяснял многое из того , что делал сам. Так один раз, он производил точно такой же ремонт по замене ремня ГРМ и клапанов , которые загнуло при обрыве старого. Этот коллега сделал все , что было описано в рекомендациях, но затягивать главный болт на коленвале по инструкции он не стал. Он просто воспользовался пневмогайковертом , предполагая , что этого будет достаточно. Вообще , такой гайковерт способен затянуть болт или гайку почти намертво. Но в данном случае, этого делать было нельзя. Об этом было написано в предписаниях. Таким образом , болт однажды открутился , шкив провернулся и клапана погнулись снова. Ему пришлось переделывать все заново. Примечательно, что никто ни с кого не взял никаких денег . В наряде было написано просто и лаконично: Мортен допустил ошибку и должен ее исправить. Вот он и исправлял. Фирма оплачивала этот косяк.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
evgeniy72
May. 30th, 2010 03:40 pm (UTC)
Утащил к себе часть...(можно?)
Некоторые моменты очень понравились!
stifff
May. 31st, 2010 12:10 pm (UTC)
А как можно пускачем спалить электрику? Пускать без АКБ?
vistador
May. 31st, 2010 09:59 pm (UTC)
ну я там со свечкой не стоял ( и лопатой не подкачивал :) )
один человек сказывал мне ( городок маленький- спецы почти все известны)- спалили пускозарядником. Я лично так же склонен думать , что все таки отсутствовала при этом АКБ.
maksim_perm
Jul. 18th, 2011 01:32 am (UTC)
а где картинки?
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

vistador
vistador

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel